Бизнес, похожий на сон. Интервью с создателем Home Story

Основатель Home Story, Евгений Гришко, больше любит делать, чем говорить. Что до остальных членов команды, нас хлебом не корми, дай задать парочку вопросов. Плюс ко всему, мы уверены, что история компании – ничто без личности, стоящей за ней. Взяв во внимание предыдущие два пункта, мы силой заставили Евгения ответить на несколько вопросов для блога (шучу, конечно, не заставили, а просто деликатно писали ему примерно по три тысячи сообщений в день).

Мы поговорили о том, как начать собственный бизнес в возрасте, когда сверстники еще даже не закончили университет, какие сложности встречаются на пути у каждого предпринимателя, а главное, о том, как появился проект Home Story, какие цели он преследует, и чего ждать в скором будущем.

Home Story: Мы, работая с тобой, уже настолько привыкли к минималистичному постельному белью, что кажется, будто по-другому никогда и не было. А на самом деле, Home Story появилась относительно недавно. Как тебе пришла в голову идея создать компанию, которая фокусируется именно на товарах для дома?

ЕГ: Как и у многих владельцев бизнеса, у меня все началось с банальной потребности. Не прошло и полугода с покупки нового комплекта постельного белья, как в нем образовалась дыра. Заменить на новый оказалось не так уж и просто: синтетическая ткань в большинстве предлагаемых вариантов уже поднадоела, да и внешний вид всего, что видел в магазинах, оставлял желать лучшего. Лишних денег у меня, естественно, не было, тут-то и выяснилось, что на месте сегмента нечто среднего между некачественным/дешевым и качественным/заоблачно дорогим на нашем рынке (как онлайн, так и в обычных торговых центрах) зияет пустота. Тогда я и задумался, как сделать так, чтобы постельное белье высокого качества из приятных материалов было доступно каждому.

В процессе этих размышлений и поиска информации обнаружил, что перед тем, как попасть на прилавок магазина, комплект белья проходит множество этапов: производство ткани – транспортировка на швейное производство –­ транспортировка до официального дистрибьютора – крупные оптовики – розничный магазин. В конечном итоге этого длинного процесса цена на комплект вырастает в 3-4 раза. Я подумал: «А что, если производить белье самим и продавать его напрямую покупателям, тем самым снизив стоимость комплектов в разы и получив конкурентное преимущество?» Вот так простой поиск товара обернулся созданием собственного бренда, организацией производства и решением похожей проблемы для таких же покупателей, как и я.

HS: Допустим, ты понял, что тебе не хватает определенного товара, но ведь это не всегда значит, что он будет пользоваться большим спросом? Как молодым людям, мечтающим о своем бизнесе, узнать, «зайдет» ли на рынке их идея? 

ЕГ: Чтобы продукт действительно «зашел», нужно самому создать рынок, на котором у вас не будет конкурентов. Для этого необходимо много анализировать, понимать, на кого ориентирован твой продукт, и оценивать примерные возможности для развития той или иной бизнес-идеи. Это тема для отдельного интервью, поэтому здесь нашим читателям придется положиться на возможности интернета и максимально постараться изучить ее самим. Также, вашей компании будет необходима миссия — смысл существования компании, помимо зарабатывания денег ее владельцем. Так сказать, ваша высшая цель.

HS: Какая миссия у Home Story?

ЕГ: Мы стремимся сделать повседневную жизнь наших покупателей лучше, предоставив им стильный и качественный текстиль для дома по доступной цене. Эта миссия появилась из осознания, что люди (и я в том числе) хотели купить качественное белье, но не находили подходящих вариантов. Наши однотонные комплекты универсальны: без замысловатых рисунков, подходят практически под любой интерьер и даже дополняют его. Плюс, лично мое пожелание как мужчины было в том, чтобы не объезжать огромное количество магазинов, а сделать заказ онлайн, сидя дома или на работе.

HS: Ты говоришь о доступности, но многим кажется, что 5000-7000 рублей – неоправданно дорого. Чем этот ценовой диапазон можно объяснить?

ЕГ: Здесь, конечно, все относительно. Есть варианты и совсем дешевые, а есть и такие, на которые придется спустить три зарплаты среднестатистического жителя России. Что касается нашего постельного белья, под доступностью мы подразумеваем сочетание высокого качества и цены, вполне сопоставимой с тем, что без особых потерь для бюджета могут позволить себе наши потенциальные покупатели. Среди них большое количество не только людей с высокими доходами, но и совсем молодых ребят, студентов. 

HS: Как осуществляется контроль качества? Могу ли я быть уверена, что точно получу комплект без брака и останусь довольна? 

ЕГ: Как я уже говорил, у нас собственное производство в Челябинске, и, к счастью, всегда есть возможность лично контролировать все этапы производства, поэтому процент брака минимальный. В случаях, когда что-то все-таки идет не так (всякое в жизни случается), мы всегда идем навстречу покупателю. Для нас очень важно, чтобы каждый в конечном итоге остался доволен нашей работой. 

HS: Как быть с тем, что часто заказы в интернете, мягко говоря, не дотягивают до ожиданий клиентов, и из-за этого люди сомневаются в надежности онлайн-магазинов? 

ЕГ: Да, такая проблема тоже существует из-за многочисленных мошенников, пытающихся обмануть людей. Мы, кстати, довольно часто сталкиваемся со страницами, на которых активно выдают наше постельное белье за своё и полностью копируют наши тексты. С тем, что такие люди были, есть и будут, ничего не поделать. Но каждый покупатель может быть бдительнее и обращать внимание на отзывы, задавать больше вопросов, проверить, официально ли зарегистрирована компания. Мы стараемся делать все возможное, чтобы у покупателей не было никаких сомнений в нашей надежности, всегда с удовольствием отвечаем на любые вопросы. А для тех, кто не верит нам на слово, мы предлагаем купить комплект белья, и в случае, если человеку не понравится на нем спать, в течение месяца вернуть стоимость комплекта в полном объеме. К слову, ни один еще не пришел обратно.

HS: А к каким трудностям надо быть готовым молодым предпринимателям? Как ты сам с ними справляешься?

ЕГ: Сложностей, конечно, немало, особенно поначалу. Оказывается, что ты должен одновременно всё знать и везде успевать: не только уметь руководить всеми процессами компании, подбирать персонал и выступать в качестве гаранта успешной работы любой части своей компании, но и вникать во все тонкости производства, решать юридические и другие важные вопросы. Когда ты молодой и не очень опытный, советоваться, как правило, не с кем, поэтому свободное от работы время тратишь на самообразование. К счастью, сейчас мне уже удается держать все под контролем, даже проживая в Москве. Очень повезло встретить ответственных людей, которые любят свою работу, и не меньше меня переживают за качество. 

HS: Бывают ли случаи, когда покупатель категорически недоволен? Как это пережить, куда бежать, и что делать человеку, который к этому еще не привык?

ЕГ: Сложности с покупателями – это неотъемлемая часть работы предпринимателя. Мне всегда вспоминается Apple – компания, успех которой вряд ли кто-то решится ставить под сомнение. Но даже у их продуктов есть своя «оппозиция» – люди, которые даже за доплату не станут пользоваться айфоном; всем не угодишь. Это если глобально. Если же рассматривать конкретные случаи, всегда стараемся вникнуть в суть проблемы и войти в положение покупателя. Если с нашей стороны произошла ошибка, как можно скорее решаем вопрос и компенсируем потерянное время.

HS: Как бы ты советовал вести себя тем, кто задумался о собственном бизнесе? Какую литературу читать, на какие курсы идти, кого слушать и на что обращать внимание?

ЕГ: Я бы посоветовал молодым людям быть наблюдательными – это один из самых важных навыков здесь. Слушать не только себя, но и людей вокруг: смотреть за их поведением, выявлять их потребности, слышать их переживания. Только тогда, когда ты понимаешь, в чем нуждаются люди, рождается по-настоящему успешное дело. Также, необходимо обращать внимание на пустоты в рынке – ниши, которые еще никем не заняты. Да, быть первооткрывателем всегда сложно, но оно того стоит. Из книг могу посоветовать, например, «Zara» Ковадонга О’Ши и «Илон Маск» Эшли Вэнс. Это книги об инноваторах, прирожденных бизнесменах, компании которых по-настоящему изменили мир. Такой литературы сейчас достаточно много, и она доступна каждому, у кого есть доступ в интернет, поэтому вас никто не сможет ограничить в знаниях, даже если захочет. 

HS: Большое спасибо за такие развернутые ответы. Последний вопрос: как ты видишь Home Story в будущем? Стоит ли ожидать расширения линейки товаров для дома? 

ЕГ: Мы точно не остановимся на постельном белье. Уже сейчас мы производим пижамы, маски для сна и портьеры. Дальше собираемся переосмыслить весь домашний текстиль от подушек и одеял до полотенец и домашних ароматов. Хотелось бы, чтобы человек заходил на наш сайт и мог за адекватную цену превратить свой дом в самое лучшее место на земле. 

 

Выбрать комплект